Аппарат учебного издания

   Аппарат учебного издания включает аппарат организации усвоения материала (предисловие, примечания, заключения, оглавление, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений и условных обозначений, систему рубрикации и шрифтовые выделения) и аппарат издания в целом (обложка, титульный лист, аннотация и выходные сведения).

Аппарат организации усвоения материала

    Аппарат организации усвоения позволяет рассматривать учебную книгу как руководство, средство для эффективного овладения учебным материалом.
  • В учебном процессе используются монографии и, в основном, учебная литература (классические работы высокого качества, курсы ведущих университетов). Необходимы хорошие аннотации к изданиям, содержащие не только определение вида книги и ее читательского назначения, но и сведения о годе публикации оригинала для переводной работы. Это позволяет полно и правильно отражать издание в каталогах и картотеках, тем самым помогая читателям в поиске информации и конкретного документа. Поэтому, если материалы рассчитаны на длительное использование в научных учреждениях, нужно оснастить сборник аннотацией или предисловием редактора, где раскрыть характер мероприятия и сообщить, будет ли оно ежегодным, очертить круг организаторов, по возможности составить авторский указатель с информацией о месте работы и научном цензе авторов. Такая информация востребована учеными.

  • Рецензирование и оценка рукописи вузовской книги. Очень желательна оценка каждой предлагаемой к изданию рукописи. Резензирование — один из важнейших процессов в вузовском книгоиздании, непосредственно связанный с качеством будущих книг. Именно содержание определяет ценность книги для читателя (студента). Рецензии же не только являются основой для оценки авторского произведения, но и предлагают пути для его совершенствования.

  • Объем учебного материала, разделение его на части, разделы, главы, параграфы являются одними из основных дидактических требований. Если учебный материал в книге окажется построенным методически неудачно, то это значительно затруднит его восприятие студентами, а, возможно, сделает его вообще непонятным для них.

  • Использование иллюстраций значительно повышает эффективность усвоения учебного материала и является одним из возможных материалов совершенствования качества издания.

  • Важное значение с точки зрения дидактического преподавания материала имеют введение и заключение ко всему изданию, введение и выводы к его разделам и главам. Часто авторы путают введение с предисловием. Введение — это вступительная, начальная часть авторского текста, а предисловие — это структурный элемент аппарата, вводная часть издания. Во введении отражаются основные характеристики учебной дисциплины, раскрывается логика ее построения, обозначаются межпредметные связи, а также связь с будущей профессией. Заключение к изданию должно содержать обобщения, рекомендации по дальнейшему овладению дисциплины. Так же как выводы, оно имеет практический характер, ориентируя обучаемых на перспективные направления развития рассмотренных проблем. Выводы учат понимать логику развития дисциплины и области деятельности, у обучаемых вырабатываются способности к обобщению, выявлению основного, главного.

  • Аппарат ориентировки — элемент учебника, позволяющий обучаемому самостоятельно работать с книгой и дополнительными материалами. Обычно понятие "оглавление" используется в моноизданиях — учебники, учебные пособия, а "содержание" — в сборнике. В "Оглавление" необходимо включать все разделы и подразделы текста, имеющие самостоятельное название, в "содержание" — заголовки произведений сборника и заглавие их разделов.

  • Библиографический материал оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Правильно указывать заголовок "Библиографический список", а не "Литература", "Список источников", "Библиография".

Аппарат издания в целом

  • На обложку выносят самые главные элементы выходных сведений: сведения о серии, имя автора, основное заглавие, выходные данные (город и год издания).

  • На титульном листе помещаются следующие сведения об издании: организация ведомственного подчинения, полное наименование издающей организации, название кафедры, авторы, название работы, вид издания, место и год издания.

  • Элементы оформления оборота титульного листа. В левом верхнем углу помещаются индекс УДК (универсальной десятичной классификации), индекс ББК (библиотечно-библиографической классификации); авторский знак. Под индексами помещается библиографическое описание издания: фамилии, инициалы авторов; полное название работы; вид издания; место издания; название издательства, издающей организации; год издания; общее количество страниц с учетом последнего листа выпускных данных. После библиографического описания следует текст аннотации. Последний абзац определяет читательский адрес издания. В правом нижнем углу оборота титула всех видов изданий помещается знак охраны авторского права. В левом нижнем углу в учебных изданиях (при значительных тиражах) помещается знак международного стандартного номера книги (ISBN).

  • Выпускные данные помещаются в конце издания (последний лист).
  Главная
  Издание книги
за счет автора
  Научная литература
  ISBN, ББК
  Образовательные
учреждения
  Авторы
  Цены
  Контакты
Наш адрес: г. Ростов-на-Дону, 31-я линия, д. 4, каб. 205
(здание Российского государственного гидрометеорологического техникума)
тел. 8-908-180-1411, тел./факс 291-40-75. E-mail: tango@ctsnet.ru
Сайт создан в системе uCoz